Международная Православная выставка «От покаяния к воскресению России»
в соответствии с «Годовым планом православных выставочно-ярмарочных мероприятий на территории города Москвы»,
утвержденным Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом
время работы: 7 марта 15:00 - 19:00 8 - 12 марта 11:00 - 19:00, 13 марта 11:00 - 16:00

7 - 13
марта


деловой центр
Амбер Плаза

Краснопролетарская, 36

М Новослободская

до открытия

выставки

осталось

"Он просуществовал 200 лет, потом исчез и только в наши дни превратился в настоящую обитель". Иоанно-Богословский монастырь из Саранска - участник православной выставки в Москве

18 февраля 2019 г.

 

Этот монастырь Саранска можно назвать одновременно и старым и молодым. Суть в том, что в зачаточном виде он просуществовал 200 лет, потом исчез и только в наши дни наконец превратился в настоящую обитель. Имеется в виду Макаровский погост, признанный памятником культуры, истории и архитектуры Российского значения. Прежнюю историю погоста можно и не считать строго монастырской, но уж очень странный культурно-духовный очаг возгорелся в пригородной Макаровке. Официально погост признавался приходским храмом. В справочнике «Церкви, причты и приходы Пензенской епархии» говорилось, что село Макаровка входило в первый благочиннический округ Саранского уезда, что в нем стоял каменный холодный храм во имя Иоанна Богослова (при котором имелась теплая Михайло-Архангельская церковь), и что приход состоял из самого села и деревень Луховки, Куликовки и Солдатского – всего 1697 душ мужского пола и 1797 – женского. Однако не были Макаровские храмы обычными приходскими. Справочник не учел еще одной церкви – Знаменской, и совсем ничего не сказал о том, что в Михайло-Архангельском храме служба для прихожан не велась, как, впрочем, и в Знаменском: обе эти церкви являлись домовыми, потому что они совмещались с двумя богадельнями, женской и мужской. Кроме того, хозяевами всего погоста почти до самого XX века считались не прихожане, а помещики Полянские, построившие весь комплекс для себя и лишь допустившие верующих в свой «домашний монастырь». Приходским погост стал тогда, когда Полянские окончательно покинули наши края и продали имение нескольким владельцам.



Фото: embroideressiren.tourister.ru


Паритетные владельческие признаки появились с середины 19 столетия, с того, что хозяева Макаровки признали права епархии на храмы. Помещики по-прежнему оплачивали труд причта, брали на себя расходы по ремонту храмов и содержанию стариков в богадельнях, но часть прав и расходов легли на верующих.


Так, в 1866 году Александр Александрович Полянский получил официальную благодарность Пензы за пожертвование 570 рублей на ремонт Иоанно-Богословской церкви. Последнее крупное обновление храмов состоялось в 1882 году, когда вдова А. А. Полянского Антония Федоровна, лютеранка по вере, прибыла ненадолго из Вены в Макаровку, ревизовала финансовое и хозяйственное положение имения и пожертвовала громадную сумму в 4000 рублей на обновление иконостаса холодной церкви.


В общих чертах история погоста сложилась следующим образом. Разветвленная семья Полянских занимала в Москве важные государственные должности. Думный дьяк Данила Леонтьевич Полянский в конце XVII — начале XVIII столетия выполнял ответственные поручения Петра Первого, в том числе вел розыск о злоупотреблениях сибирских воевод; до того он служил в Тайном приказе, под рукой царя Алексея Михайловича. Его брат Еремей Леонтьевич Полянский начинал подьячим приказа Большого Дворца, занимался поиском руд в Сибири, бывал с поручениями в Понизовых городах, служил в Рейтарском, Иноземном, Разрядном приказах. Полянские были влиятельными людьми, поэтому вокруг них сложились легенды, оказавшиеся достаточно стойкими. Макара Полянского, например, считали управителем Казанского края, хотя на самом деле он служил в Приказе Казанского дворца; он же прослыл личным секретарем Петра Великого, хотя ими были Е. И. Украинцев (владевший, кстати, немалыми имениями в нашем крае) и А. В. Макаров. Макар Артьемьевич Полянский с 1660 года служил в Сыскном приказе, много ездил по стране, а карьеру закончил подьячим средней руки в учреждении, руководившем территорией Понизовых городов – Приказе Казанского дворца.

После революции богослужения на погосте были прекращены, а все его здания, кроме Иоанно-Богословского собора и колокольни — снесены. В 1941 году предполагалось разместить на погосте и в селе стрелковый полк, потом эвакуированную швейную фабрику, промкомбинат… В 1946 году верующим вернули Иоанно-Богословскую церковь, а в 1961 году ее снова отобрали. 



Фото: embroideressiren.tourister.ru

С 1969 года в Макаровке начались восстановительные работы, а в 1987 году жители села при содействии верующих Луховки, Куликовки и Солдатского через патриарха Пимена сумели вытребовать Иоанно-Богословский храм и колокольню в ведение прихода. Настоятелем в Иоанно-Богословский храм был назначен протоиерей Георгий Сакович. В 1991 году открывшейся Саранской епархии была передана Знаменская церковь, а в 1996 году – Михайло-Архангельская.

Бывший «замок» Полянских стал епархиальным управлением. Таким образом, за десять лет погост поэтапно перешел к подлинному хозяину – православному народу, а в 1994 году он наконец-то превратился в настоящую обитель: по благословению патриарха Алексия Второго и по решению архиепископа Саранского и Мордовского Варсонофия в Макаровке открылся мужской Иоанно-Богословский монастырь. Таким образом, мужское иночество в городе воскресло. Наместником монастыря стал протоиерей Максим Чеботарёв (в монашестве Владимир).

Иоанно-Богословский монастырь станет участников православной выставке в Москве «От покаяния к воскресению России», которая пройдет с 7 по 13 марта 2019 года.